Природа и история района ЭкоДеревни «Трёхречье»
Природа «Трёхречья» и памятник «Горный Борок-Шавская Горка-Кадницы»
Историческая справка: с. Кадницы, с. Шава, с. Работки, д. Кувардино («Трёхречье»)
Природа ЭкоДеревни «Трёхречья» и памятник «Горный Борок-Шавская Горка-Кадницы»
Современный природный вид района формировался на протяжении миллионов лет, под влиянием множества факторов, но последние 600 лет активные изменения происходят только благодаря человеку. Ландшафт Кстовского района объединяет в себе три типа. В северной части – овражно-балочный; основная часть имеет волнистый рельеф, круто спускающийся к Волге; на юго-западе – низинный полустепной характер. Именно благодаря овражно-балочной местности свое название получила Деревня Кувардино – от глубокого «Кувардина врага». Такие ландшафтные названия характерны для Кстовской земли, в качестве примера можно привести знаменитое село Великий Враг. При этом Великий Враг интересен также с точки зрения геологии. На обрывистом берегу в районе Великого Врага существует геологическое обнажение, по которому можно буквально проследить историю кстовской земли. В этом обнажении видны горизонтальные слои пород, различных по цвету: бурые, вишнево-красные, зеленовато-серые, голубоватые. По составу это песчаники, мергели, туфовидные известняки. Эти пласты сформировались в палеозойскую эру, в верхнепермский период, в татарский ярус. Сверху их покрывают слои суглинков ледниковой эпохи. При этом в слоях глины часто встречаются останки ископаемых животных – мамонтов, шерстистых носорогов. Также в слоях горных пород встречаются останки древних моллюсков и других обитателей моря – это следы огромного древнего моря, которое покрывало территорию района. Такую же картину мы можем наблюдать и у д. Кувардино. Большое влияние на природное разнообразие Кстовского района оказывают реки и речки (их около 30). Все они относятся к Волге. Самой крупной является Кудьма, которая впадает в Волгу в районе с. Кадницы. Также можно отметить речку Шава. Получается, что д. Кувардино находится в живописном месте – слиянии трех рек. Еще 500 лет назад Кстовский район был лесным краем, но хозяйственная деятельность человека привела к уничтожению крупных лесных массивов. Оставшиеся располагаются в долинах рек, по склонам оврагов. Это березовые и осиновые леса с примесью дуба, сосны и ели. ЭкоДеревня «Трехречье», как и д. Кувардино, прилегает к природному памятнику «Горный Борок-Шавская Горка-Кадницы». Это особо охраняемая природная территория, утвержденная решением исполкома Горьковского областного Совета народных депутатов от 20.10.1965 г. №915, паспорт утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.12.2003 №808-р. Памятник природы охраняется государством, что позволяет сохранить уникальную экосистему Волжского берега - возраст деревьев заповедного лесного массива достигает 100 и более лет, высота 18-23 м, диаметр стволов 20-50 см. На территории памятника природы запрещается: передача земель другим юридическим и физическим лицам с изменением установленного режима использования земель;п продажа земель; прокладывание через территорию любых коммуникаций; все виды рубок леса, включая рубки ухода и санитарные рубки в кварталах 13,14; применение любых ядохимикатов; все виды мелиоративных работ, реконструкция существующей мелиоративной сети; добыча полезных ископаемых; проезд и стоянка авто-мототранспорта вне дорог; засорение и захламление территории; подсочка деревьев; прогон и выпас скота; разбивка туристических стоянок, разведение костров; строительство. На территории памятника природы разрешается: охота, сбор орехов, грибов и ягод, сенокошение, научные исследования. Деятельность человека повлияла также и на животное многообразие края. Сейчас в лесах района можно встретить кабанов, волков, лисиц. Встречаются зайцы, бобры, ондатры. В районе можно услышать звуки многих птиц: иволог, зябликов, кукушек, соек, перепелов и многих других. В водоемах водятся лещи, щуки, караси, сомы, налимы. Богатая природная история края оказывает влияние на человека и отказываться от нее нельзя, поэтому необходимо бережно относиться к ее наследию. |
Историческая справка
История освоения человеком Кстовской земли насчитывает не одно тысячелетие. С древнейших времен река Волга служила для многих племен и народов средством передвижения, а ее берега – местом обитания.
Между селениями Безводное и Кадницы находится низменная широкая палеодолина, образовавшаяся в ледниковую эпоху. Во время таяния ледника образовались большие скопления песчаных отложений, которые первобытные люди избрали своим местом проживания. Эта палеодолина привлекла внимание ученых. Стоянки, находящиеся рядом друг с другом, датируются VII – II тыс. до н.э. Изучение уникального археологического комплекса «Безводное 1-18» позволило воссоздать картину жизни первобытного общества на Кстовской земле. Здесь были найдены кремневые орудия труда, наконечники копий – характерные для эпохи мезолита, осколки керамики – характерные для неолита. К эпохе неолита первобытный человек научился делать посуду их глины, которой в этих местах было достаточно. Яркий след в истории бронзового века оставили 5 безводнинских стоянок II тыс. до н.э.. Здесь были обнаружены бляшки, наконечники копий. В 2002 году комплекс «Безводное 1-18» благодаря дополнительным археологическим исследованиям пополнился еще 5 стоянками, датированными II тыс. до н.э. Сейчас этому комплексу придан статус уникальной историко-культурной зоны и определены условия ее охраны.
На территории Кстовского района есть большое количество стоянок и поселений, датированных XIII – XVIII вв. Такие памятники археологии есть и у деревни Кувардино, что дает основание считать данный район привлекательным для заселения древним человеком, финно-угорскими племенами и славянами.
Для того, чтобы яснее понять историю деревни Кувардино, необходимо обратиться к истории села Кадницы и его округи:
Село Кадницы Село Шава Село Работки Деревня Кувардино («Трёхречье»)
Село Кадницы
На правом берегу Волги в живописном месте расположился старинное село Кадницы, которое так же, как и села В-Враг, Безводное, Работки относятся к селам исторического значения.
История поселения Кадницы относится к середине XIV века, а точнее к 1365 году – периоду самостоятельного Нижегородско-Суздальского великого княжества.
В 1418 году Кадницы оказались в вотчинных землях Печорской обители и митрополит Киевский и всея Руси Фотий освободил монастырские власти от платы в казну дани и пошлины с кадницкой церкви. Уже в те далекие времена в Кадницах была небольшая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (престольный праздник 21 сентября), в народе её назвали Рождественской церковью. По всей вероятности она отдаленно напоминает Покровскую церковь из села Старые Ключищи, которая в данный момент находится на территории музея Щелковский хутор. К сожалению, дата строительства Рождественской церкви неизвестна.
Вторая церковь в честь Ивана-Святый. Она была построена в 1561году, на том месте, где сейчас стоит часовня в честь Архангела Михаила. Но она была разорена казанскими людьми (татарами). Тогда был построен новый храм уже на другом месте в селе Кадницы в честь Иоанна Богослова (примерно 1606-1608г г), но это было время «смуты», и поэтому село Кадницы было разорено. Дворы боярина Шереметева, и его управителя, и более 30 крестьянских усадеб, и, конечно, стоявшая на взгорье церковь Иоанна Богослова были сожжены. Многие крестьяне и бобыли в ходе этих событий бежали с семьями.
Но тем не менее в Кадницах оставалось еще 20 крестьянских и 11 бобыльских жилых дворов. Шло время, село вновь возрождалось, среди крестьян появились талантливые люди, такие как каменщик Лифанко, прославленный русский зодчий Павел Сидоров сын Потехина, выстроивший в XVII веке в Москве, Подмосковье и на Нижегородской земле множество узорчатых храмов и целых архитектурных ансамблей, до сих пор восхищающих исследователей мировой культуры своей неповторимостью. В 1621 году на вершине Красной горы в Кадницах была срублена сообща новая Спасская церковь с приделом в честь Иоанна Богослова. К концу 1670 года жилых дворов в селе, в сравнении с серединой XVII столетия, стало меньше на 33 двора, хотя число жителей увеличилось на 53 человека.
Покровительство одного из влиятельных людей России полководца – первого фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, выгодное географическое положение сделало село не только сосредоточением купцов-промышленников, но и корабелов-строителей.
К концу XVIII века деревянная церковь так сильно обветшала, что грозила падением. И в 1813 году прихожане села Кадницы получили от нижегородского епископа разрешение на возведение нового, уже каменного храма. Но когда произвели расчеты по смете, то оказалось строительство храма для прихожан оказалось дорого. Поэтому всем сельским миром решили ограничиться лишь ремонтом старой деревянной двухпрестольной Спасской церкви.
Прошло время и 1854 году над селом поднялся Спасо-Преображенский храм с трехярусной колокольней, ставшей как бы маяком для проплывавших по Волге судов, а село Кадницы дали России много лоцманов и капитанов.
Согласно клировым ведомостям за 1881 год ЦАНО, Спасо- Преображенский храм был 3х престольный. Теплый придел – в честь Иоанна Богослова, третий предел – в честь святого Николая Чудотворца. При храме была двухклассная школа. Священником в приходе с 1889 года служил Алексей Зосимов Померанцев. В храме как обычно проходили службы, крещения, отпевания. Но в 1937 году храм был закрыт, священнослужители арестованы. И лишь в 2012 году жители села Кадницы решили восстановить церковь. Был выбран совет прихожан и начался ремонт. В настоящее время храм ремонтируется: установлены купола, произведено оштукатуривание стен снаружи, установлены лестничные пролеты внутри колокольни. Пройдет еще немного времени и поплывет малиновый звон над Волгой и над селом Кадницы, приглашая прихожан близлежащих населенных пунктов, как в старые добрые времена, на божественную службу.
Кадницы знамениты династиями речников-вогарей.
Александр Александрович Сутырин в 1944 году был удостоен звания Героя Советского Союза. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года его дивизион торпедных катеров участвовал в обороне Одессы, Севастополя, в высадке десанта на Мысхако, в штурме Новороссийска, совершал рейсы к берегам Румынии, сопровождал конвои, нес дозорную службу, искал подводные лодки, отражал налеты авиации, ставил мины на вражеских коммуникациях.
Командир 2-го дивизиона торпедных катеров 1-й бригаы торпедных катеров Черноморского флота капитан-лейтенант Сутырин в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции в ночь на 1 ноября 1943 года во главе группы торпедных катеров умело прикрывал дымовой завесой десант на переходе и в месте высадки, способствуя успеху боевых действий.
Если мы говорим об известных личностях села Кадницы, то вспоминаем архитектора Павла Потехина.
Павел Сидоров сын Потехин родился в селе Кадницы на Волге в семье кузнеца Сидора Кобякова, получившего в селе прозвище Потешка за то, что постоянно участвовал в сельских скоморошьих играх-потехах. У Сидора было четверо сыновей: Стенька, Савка, Павел и Андрей. Когда умер отец, двое младших попали в строительную артель, которой покровительствовал князь Д.М.Пожарский. В 1644 г., после кончины князя, артель пригласил Михаил Яковлевич Черкасский для возведения в селе Павловское-на-Оке нового собора Спаса Преображения. Павла Потехина поначалу поставили на самую простую работу – подносить кирпич, готовить известь. После того, как возглавлявший строительство собора Кирилко Иванов заболел и умер, Павлу отдали надзор над окончанием строительства. Это произошло неспроста – молодой каменщик с самого начала работ и внимательно присматривался к строительству, и давал ценные советы, пригождавшиеся даже опытным мастерам.
Артель Потехина, собранная им в Кадницах, работала на все три знатные семьи. К 1670-м гг. в ней насчитывалось уже 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, и даже иконописцы и золотильщики. Все мастера были очень высокого класса, и при этом каждый мог при необходимости подменить другого. В 1664-1665 гг. (по другим источникам – в 1668 г.) по заказу Михаила Яковлевича в селе Никольское-Урюпино под Москвой строится Никольская церковь Черкасского (по другим источникам, заказчиком церкви и владельцем села в то время был Никита Иванович Одоевский). После ее завершения, в 1672г. боярин Яков Никитич Одоевский начинает строить очень похожую на нее Казанскую церковь в своей вотчине Марково. Примерно тогда же в усадьбе Архангельское, принадлежавшей Одоевским, была построена церковь Михаила Архангела. Документальных свидетельств того, что строил ее Потехин, не сохранилось, но она очень близка по архитектуре двум названным выше храмам, что позволяет предположить, что мастер, принадлежавший Одоевским, строил и в этом их имении.
С 1670 г. артель Потехина работает на Волге, в Макарьеве-Желтоводском монастыре, где были выстроены Святые ворота и надвратная церковь Михаила Архангела.
Пять лет спустя, в 1675 г., князь Черкасский затевает перестройку своего подворья в Московском Кремле и заказывает ее Потехину. В течение нескольких лет зодчий возвел новые четырехэтажные палаты «на погребах», служебные постройки и два храма – во имя Тихвинской Иконы Божией Матери и Бориса и Глеба.
В 1677 г. состоялась свадьба дочери Якова Никитича Одоевского Марфы и боярина Михаила Яковлевича Черкасского. Среди приданого княжны были и два села – Кадницы и подмосковное Останкино. В том же году осенью Черкасский начал полную перестройку Останкино, в том числе и обветшавшего деревянного Троицкого храма. Строительство новой каменной церкви вел Павел Потехин; там же он выбрал себе помощников – Федора Перфильева, Семена Ускова, Якова Мутовина, Кузьму Взварыкина, – которым впоследствии поручал надзор над теми работами, где не мог присутствовать сам.
В 1688 г. Михаил Яковлевич Черкасский начал строительство монастырского ансамбля в своей нижегородской вотчине. Место было выбрано очень живописное – на острове близ Ворсмы. Образцом декора главного храма монастыря был московский храм Воскресения Христова в Кадашах, построенный в 1687 г. Потехин осмотрел Воскресенский храм и указал в подряде, что «образец смотрел».
Во время строительства монастыря Павел Потехин начал жаловаться на здоровье: стало сдавать зрение, из-за болезни ног мастер уже не мог подниматься на леса и лично наблюдать за качеством работ. 16 ноября 1691 г. Черкасский отстранил зодчего от работ и назначил вместо него учеников – Федора Перфильева и Кузьму Игнатьева. Сам же Потехин отправился в родные Кадницы, к сыновьям. Сыновей у него, как и у его отца, было четверо: Сергей, Давыдка, Степан и Иван. Ни о том, кем была жена зодчего, ни о том, когда он женился и когда умер, сведений не сохранилось. Зато сохранились его великолепные творения, по которым мы можем судить о высочайшем даровании крепостного зодчего, всю жизнь посвятившего созданию красоты в камне…
Еще один знаменитый кадничанин – Никандр (Николай) Вахтуров, которого прозвали Волжским богатырем.
Никандр Вахтуров был одарен физически, что называется, по полной программе. Еще в отрочестве он упражнялся с двухпудовыми гирями, мог за пять минут отжаться от пола 200 раз и более.
Семья Вахтурова не испытывала нужду, но Никандр-Николай после окончания реального училища в Нижнем Новгороде пошел работать грузчиком. Хотелось испытать на практике, как его богатырская сила сочетается с реалиями современности.
Однажды ему стало лень носить тяжелые мешки с солью и укладывать их в стопу. Он стал кидать их, как бросают мяч в баскетболе. “Надо же, – заметил один из матросов. – Мешки-то для него как воздушные шарики”.
А было тогда Вахтурову всего 18 лет. И уже тогда он демонстрировал трюк, который и сегодня никто повторить не может: перебрасывал двухпудовую гирю через железнодорожный вагон.
Однажды кто-то из матросов (Никандр работал на пристани) сказал: “Да ты, брат, силен, но вот поднять якорь тебе будет слабо. Если осилишь, ставлю штоф водки”. Вахтуров спиртное даже на дух не переносил, но пари, тем не менее, заключил. Десять человек, еле-еле подняв 320-килограммовый якорь, взвалили его на спину грузчика. И он спокойно пошел, навьюченный этой немыслимой тяжестью, по направлению к пристани.
Штоф водки, который проиграл ему матрос, Никандр вернул назад. “Пейте, ребята, за мое здоровье, – сказал он. – Мне оно просто необходимо. Я хочу стать чемпионом мира”. “И обязательно станешь!” – заверили его матросы.
Когда пришел срок служить в армии, отрядили Никандра в Петербургский лейб–гвардейский гренадерский полк – это было одно из самых элитных воинских формирований в России. Вахтуров служил как подобает, не раз поощрялся благодарностями командования. Здесь он познакомился с младшим братом знаменитого борца Ивана Поддубного Митрофаном.
В атлетическом салоне, который открыл в Петербурге граф Георгий Рибопьер, могли заниматься и профессионалы, и любители. Когда Вахтуров пришел сюда в первый раз, тут как раз тренировался Иван Поддубный, который приехал на очередной чемпионат. Он увидел новичка и сразу же оценил его физические данные.
“Ну, давай поглянемо, на что ты здатний”, – сказал он Вахтурову, мешая русские слова с украинскими. Тот подошел к штанге, нацепил на нее “блинов” примерно на центнер и легко поднял над головой. Казалось, он может толкнуть две таких штанги вместе. “Добре, – оценил действия Вахтурова Самый Большой Иван (Большим Иваном называли тогда Заикина, кстати, тоже нижегородца). – Треба тебе моим учеником стати. Не супротив? Вот только Никандр – це имя для борца не имя. Будешь Николаем”.
Поддубный всячески опекал Вахтурова, научил его многим своим “фирменным” борцовским приемам, благодаря своим связям добился досрочного его увольнения со службы. И Никандр-Николай первым делом принял участие в открытом чемпионате Москвы по французской борьбе. Публике он понравился своей медвежьей хваткой. “Это даже не сверхчеловек, а ихтиозавр, – писал в альбоме “Борцы” Иван Беляев. – Васька Буслаев XX века, но только в смокинге. По натуре так же широк, как и в плечах”.
Началась совсем другая жизнь. Поддубный повез своего подопечного в Германию, где “медведь из Нижнего Новгорода” – так его окрестили газетчики – завоевал первый приз. Победил он и на турнире в Болгарии. В 1909 году Вахтуров выиграл второй приз на чемпионате мира в Петрограде, уступив только Гансу Шварцу. А в 1913 году стал чемпионом мира, разделив первое место с Иваном Заикиным и Иваном Шемякиным.
В том же году Никандр-Николай приехал в Нижний Новгород, где в цирке Яковлева на Новобазарной улице проводились международные соревнования. “Вчера, – сообщала газета “Нижегородский листок”, – несмотря на будний день цирк был почти полон. Выступал чемпион мира Н. Вахтуров. Для первого раза против него выставили тоже сильного и массивного борца Разумова. Через две минуты приемом “бра-руле” Вахтуров бросил противника на лопатки”.
Для своего времени Вахтуров стал символом волжского характера –несгибаемый, справедливый и добрый.
Сами Кадницы в 1960 году стали местом съемок фильма «Хлеб и розы». Множество кадничан стало массовкой в этом фильме.
Сейчас Кадницы и поселение Ленинская слобода (историческая часть Кадниц, под горой) сохраняют свою многовековую историю и верность волжским традициям.
Село Шава
Село Шава было основано во второй половине 16 века служилым дворянином, стрелецким головой Юрием Соловцевым, получившим в современном Кстовском районе обширные земли в походе Ивана Грозного 1552 года на Казань, Свое название село получило от протекавшей речки Шавка, что вообще характерно для наименования селений Нижегородского края (по именам рек названы Великий Враг, Татинец, Работки и другие).
Несмотря на разрушительные Черемисские войны 16 столетия, а затем и долгие годы «смуты» начала 17 века, Шава оставалась, крупным селом- поместным владением внуков первооснователя: Якова, Мисюры и Михаила Ивановых детей Соловцовых, разделивших по частям как жилые дворы, так и приписанные к ним угодья. В 1613-м году каждый из помещиков имел в Шаве собственную усадьбу рядом с рубленой Никольской церковью. Только у Якова Соловцова двор оказался выжженным в 1608-м году казаками, но зато сохранились 3 избы его дворовых людей.
Отдельными группами были разброшены по возвышенности усадьбы сельчан: 7 крестьянских и 3 бобыльских двора Мисюры, 6 крестьянских и 3 бобыльских двора Михаила Соловцева. Тут же напоминанием о трагических событиях эпохи «смуты» оставались 10 выжженных крестьянских изб. Всего же в Шаве тогда насчитывалось 31 жилой двор, «а людей в них то ж» и 11пустых дворовых мест.
Яков Соловцев принимал самое активное участие в московском восстании 1606-го года против Лжедмитрия 1, поддержал восшествие на царский престол Василия Ивановича Шуйского, за что и получил от него в Шаве из своего же поместия земли в вотчину – с правом передачи в роду по наследству. Яков Соловцов участвовал как в обороне Москвы от тушинцев, так и в защите Нижнего Новгорода от восставших «черных людей» и казаков. Его же сыну – Ивану – пришлось оборонять в 1618-м году столицу от войск польского королевича Владислава.
В московских событиях тогда отличился и Михаил Соловцов, которому Василий Иванович Шуйский, как и брату, указал переписать в Шаве владения в вотчину, а когда Михаила не стало – владеть частью села стала его вдова Марья, но не целиком.
В 1621-м году из поместных владений Михаила Соловцова прибывшему для переписи населения Нижнего Новгорода и его уезда дворянину («жильцу») Василию Дементьевичу сыну Образцову было выделено в качестве награды за труд 5 дворов, в которых новый помещик сразу же перевел на жительство из Тверского уезда 6 крестьянских и бобыльских семей.
Всего же в 1623-м году в Шаве у всех помещиков и вотчинников оказалось 36 жилых и 1 пустой двор – при начале переписи населения бобыль Буянка Васильев «сошел безвестно», не желая фиксировать свою зависимость кому бы то ни было. Тогда в Шаве появился свой мастер-кузнец Федор Матвеев, который вместе с сыновьями-помощниками не только ковал инструментарий и орудия труда для односельчан, но и обслуживал проезжающих по древнему Казанскому тракту: одним перековывал лошадей, другим – менял оси телег и кибиток.
Свой хозяйственный расцвет село Шава пережило в середине 17 столетия. Большая часть дворов тогда по-прежнему принадлежала Соловцовым, а вот у Образцовых после смерти Василия Дементьевича поместие было отобрано и отдано частями служилым людям: Михаилу и Сергею Малову. Затем в числе владельцев оказался и род бояр Салтыковых
Всего же в селе в 1646-м году, кроме 3 помещичьих усадеб и 4 дворов церковного притча, насчитывалось 82 жилых двора, а в них 227 крестьян и бобылей (более 460 человек обоего пола). 9 дворов к тому же оказались пустыми. Крестьяне из них бежали в соседний Арзамасский уезд. Хотя было известно в какое конкретное селение переселились, но их не трогали, так как там они жили записанными «за сильных мира сего»: за боярина Бориса Ивановича Морозова и за князей Шаховских.
В середине 17 столетия в Шаве было много семей, в которых насчитывалось 10-12 человек, что служило ярким показателем «здоровья» общества, базой для дальнейшего естественного прироста населения. Но этого не произошло.
Социальные потрясения России: усиление крепостничества (в 1649–м году было принято Соборное Уложение, навсегда закрепившее крестьянина за помещиком, лишившее его права перехода из своего селения в другие места) и как ответ на это - серия народных восстаний и крестьянская война под предводительством С. Разина, охватившая и земли современного Кстовского района, а так же старообрядческое движение. Затем Крымские и Азовские военные походы привели к сокращению прежде всего мужской, наиболее социально активной, части населения.
В начале 18 столетия в Шаве оставалось 3 помещичьи усадьбы и 68 крестьянских дворов - менее, чем было ранее. Но все же их было больше, чем в большинстве селений глубинных районов России. В этом отразилось влияние Волги – матушки, давшей приволжанам не только стабильную «судовую работу», но и кормившей рыбой, доставлявшей сюда относительно дешевые, самые различные привозные товары.
Село Работки
Начало 16 столетия в истории России ознаменовано многими важными событиями: для защиты страны от постоянных внешних угроз, прежде всего со стороны Крымского и Астраханского ханств, была создана развитая система обороны с мощными опорными каменными крепостями в Москве, Туле, Коломне, Серпухове, Зарайске, Нижнем Новгороде.
Нижний Новгород тогда оставался порубежьем с ханствами Поволжья. Откуда постоянно прорывались вглубь русских земель отряды татар и ногайцев. Самой исторической судьбой определялась необходимость включения Понизовья в состав Русского государства.
С одним из заключительных этапов этого важнейшего в судьбах России события и связано основание древнего села Работок.
16 января 1547-го года Иван Васильевич (будущий Грозный) стал первым русским царем. Шапку Мономаха на его голову возложил митрополит Макарий, что означало не только полную независимость Московского государства в духовном отношении от Константинополя, но и равенство русского Государя своим «собратьям»-королям и императорам Европы.
Главной задачей перед собой молодой царь определил включение земель по берегам Волги от истока до устья в систему единого Русского централизованного государства. Главным препятствием этому оставалась Казань.
Лето-осень 1547-го года ушли на сбор ополчения и на подготовку пушечного наряда к дальнейшему походу, а с наступлением холодов, по зимнему первопутку полки во главе с царем Иваном IV двинулись через Владимир в Понизовье. 26 января 1548-го года они достигли Нижнего Новгорода. В нем ратники целую неделю готовили к грядущим боям оружие, снаряжали провиантский обоз, а 2 февраля двинулись через село Ельню вниз по Волге. Конница шла по сухопутью, вдоль берега по древней дороге, тяжелую же артиллерию и «наряд» (ядра, бочки с порохом, банники и фитильную пряжу) везли на санях по льду Волги. 4 февраля русские полки достигли речки Работки, но были вынуждены остановиться на расположенном в ее устье острове, ибо в разгар зимы неожиданно наступила оттепель, и, как сообщает летописец «прииде теплота велика и мокрота многая, и весь лед покры вода на Волге. и пушки и пищали многие провалявшееся в воду: многа бо вода речная на лед наступи, и никакоже по льду никому поступити невозможно: и многие люди в продушинах потопоша, занеже под водою продуши не знати».
Трехдневное ожидание возврата холодов и возможности продолжить путь не дали результатов. Оттепель наоборот усиливалась с каждым часом и Иван 4 с основным и силами был вынужден 10 февраля 1548 года вернуться в Нижний Новгород.
Но стояние русских войск на устье речки Работки сыграло свою историческую роль: думается, именно тогда там остались люди (в том числе из окрестного населения, доставлявшего войнам провиант и фураж), прочно обосновавшиеся на обжитом, весьма выгодном для хозяйственно- промысловой деятельности месте, основав на взгорье селение, названное по речке Работкой.
В 1549-1550 годах, зимой, военный поход в Понизовье был повторен. В Нижний Новгород Иван 4 прибыл 23 января 1550-го года, «а перед ним полки по чинам и наряд пошел». Русские войска миновали и Работки, явно вспоминая о неудаче предшествующего похода…..
Возвращающуюся из-под Казани русскую судовую рать во главе с царем-победителем жители Работок вновь увидали поздней осенью 1552-го года. Не забыл своего волжского становища и царь, пожаловал Работки с окрестными землями за верную воинскую службу стрелецким головам Константину Левонтьеву, Юрию Соловцову и Максиму Кречетникову. В 1588-м году их поместья перешли во владения стрелецким головам Роману Константинову сыну Левонтьеву с братом Саввой и Юрию Семенову сыну Соловцову.
В конце 16-го столетия Работки стали многодворным селом с высотным рубленым храмом, освященным в честь Дмитрия Селунского. Но прокатившиеся по краю Черемисские войны вновь нарушили, казалось, установившуюся мирную жизнь. Как и многие веси Поволжья, Работки подверглись разорению. Церковь была сожжена. Полоса неурядиц в жизни Работок продолжалась и в начале 17-го столетия, когда «смута» охватила всю русскую землю. Правда, правительство «боярского» царя Василия Ивановича Шуйского способствовало возрождению хозяйственной жизни края, пожаловав Работки в 1609-м году свияжскому служилому дворянину Григорию Александрову, а также казанским сотникам Федору и Степану Струковым, которые на речке Работке под деревней Обатуровой поставили водяную мельницу. Тогда же для пополнения казны в Работках был учрежден государев кабак, с которого ежегодно в Москву поступало откупных 100 и более руб.
Несмотря на приток в Нижегородский край из разоренного центра России беженцев, население Работок в 1612-1613 годах было незначительным: в двух изолированных друг от друга оградами селениях здесь насчитывалось всего 10 крестьянских и 6 бобыльских дворов. Особняком на взгорье стояла усадьба нового местного помещика - казанского стрельца Гаврилы Федорова сына Веревкина, получившего часть Работок за участие в освобождении Москвы с народным ополчением К. Минина и Д. М. Пожарского.
С 1613-го года Большие Работки стали называться «сельцом» – селение, в котором стоял двор помещика, но еще не было храма, 2 крестьянских двора здесь же принадлежали нижегородскому стрельцу Федору Юрьеву сыну Ровенскому. Для истории важны и имена новопоселенцев Работок, от которых ведут свои родовые корни местные жители. Они же, вероятно, были свидетелям трагических событий эпохи «смуты» начало 17-го века, возможно, участвовали в народном ополчении К. Минина и Д.М.Пожарского -это крестьяне Максимко Михеев и Коняшка (Конон) Анфилов, бобыли Сидорка Левонтьев и Ивашко Семенов.
В пойме речки под горой располагалась Малая Работка. Она в 1613-м году принадлежала также участникам освобождения России от польско-литовских интервентов, казанским служилым людям Петру Иванову сыну Онучина (2 двора крестьянских и 3 двора бобылей) и Ивану Федорову сыну Веревкину (2 двора крестьян). Крестьяне запахивали всего 19 четей «доброй земли» (четь= 1200кв сажен). Большая же часть приписанных к Работкам угодий – 235 четей - оставалась под перелогом - давно брошенной и уже заросшей зрелым лесом землей. Перелог служил важным резервом для дальнейшего развития хозяйства Работок при увеличении здесь впоследствии населения.
Местные же бобыли занимались промыслом и торговлей: рубили за Волгой строевой и поделочный лес, варили по болотам кричневое железо, перековывали его в изделия, занимались по старинке бортничеством и жжением древесного угля, летом нанимались ярыжными на суда местных промышленников-богатеев. Особо важным и распространенным тогда среди работкинских бобылей оставалось бортничество - сбор меда диких пчел из самодельных бортей-ульев - длинных пустотелых круглых колод с летками- отверствиями для пчел, подвешиваемых у вершин купных «дельных» деревьев. За аренду участков государственного бортного леса – ухожьев –бобыли обязывались договорами ежегодно платить казне около пуда меда и куницу.
Окраинные деревья бортных ухожьев обозначились владельческими знаками-«знаменами» - врубками, представлявшими собой то стрелу с оперением, то изображение топора с несколькими резами на ручке-ратовище, то оригинальные фигуры врубок в виде изображений зверей. Человек, нарушивший границы ухожья или срубивший «дельное» дерево, подвергался суровому наказанию: был обязан выплатить пострадавшему крупные денежные пени.
Работкинцы имели бортные ухожья как по речкам Работке (Прокошевский) и Шаве (Кощеевский), так и за Волгою в Елизарьевском и Краснораменских лесах.
Заключение мирных договоров с Швецией и с Польшей в 1618 году ознаменовал новый этап истории и Работок. Его части были пожалованы в поместье детям и вдовам павших в 1618-ом году при защите Москвы от войск Владислава-Михаила Александрова и Александра Скрыпеева, которые в память по отцам выстроили на вершине горы, отдельно от жилых дворов, новую деревянную церковь в честь Дмитрия Селунского, выделив ее притчу «на пропитание» пашню и угодья, способствовали заселению Работок бобылями.
В 1623-ем году возле церкви стояли 4 двора причетников и 9 дворов храмовых бобылей, плативших оброки-подати священнику. Вдова Офимья Скрыпеева поставила под горой свой помещичий двор, после чего обе части Работок стали именоваться сельцами - Нижним и Верхним, а поселение возле Дмитриевой церкви – погостом. В раскинувших по косогору Верхних Работках в 1623-ем году насчитывалось кроме помещичьей усадьбы Петра Онучина 11 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских.
В Нижних Работках жилых дворов оказалось поменьше. Кроме усадьбы Офимьи Скрыпеевой здесь насчитывалось 7 дворов крестьян и 3 двора бобылей. Всего же в Работках в 1623-ем году оказалось: рубленый храм, 38 жилых и 3 пустых двора. Напомним, что десятью годами ранее здесь было 17 дворов.
Стабилизация обстановки в стране сразу же благотворно сказалось на нормализации жизни и Работок, которые после возобновления храма вновь стали именоваться селом.
Еще более интенсивно развивались Работки в 1630-х годах. Здесь появились новые помещики. Вдова стрелецкого сотника из Яранска Оксинья Каирева с сыном Василием получила 7 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских, служилые дворяне Степан Княжегородский - 3 двора крестьянских, сотник нижегородского гарнизона воин Мостинин - 4 двора. Правда, последний сразу же вывез работкинцев в свою деревню Щербинино (ныне Щербинки) и их дворы в Работках временно запустели. Поместные же свои земли Воин Мостинин стал сдавать на откуп местным крестьянам, получая в качестве платы от них хлеб, мясо и масло. Никто не остался в накладе.
К середине 1640-х годов Верхние и Нижние Работки разрослись настолько, что слились в единый жилой массив, Особенно много оказалось в нагорной части села возле рубленой церкви: кроме прежних 4-х дворов притча здесь стояло 38 дворов храмовых бобылей, плативших оброк своим двум попам. Всего же в Работках в 1646-ом году насчитывалось 103 жилых двора, а в них более 600 человек обоего пола.
Значительную часть населения Работок тогда составляли бобыли (52 двора), что свидетельствовало о промыслово-торговом характере жизни села. Они по-прежнему занимались бортничеством за Волгою, резали деревянную посуду (суповые чаши, ложки, братины и скобкари). Здесь же на устье речки Работки зимой рубились небольшие ладьи и насады, снимавшиеся по весне высокой паводковой водой с импровизированных для продажи в Нижний Новгород или заказчикам
Стоявшие на берегу Волги и на оживленной общероссийской значимости сухопутной дороге в Казань, Сибирь и Понизовье, село получило в 17 веке все необходимые условия для развития. Здесь продолжал действовать государев кабак (давал ежегодно казне от 115 до 300 рублей). От местной пристани постоянно отходили ладьи и барки с грузами на Макарьевскую ярмарку. От окрестных сел и починков к Работкам пролегало множество сельских дорог и троп, в том числе и от ближайших Лопатищ, где тогда служил дьяконом, а затем и священником Аввакум Петров.
С ростом в Работках числа дворов росло и число в нем владельцев-помещиков. В 1660-х годах село частями принадлежало уже известным нам яранцам Каиревым, нижегородцам Александрову и Скрыпееву, казанцам Онучиным, но появились и владения дьяка столичного Разбойного приказа Василия Ушакова, а также патриарха Никона.
Когда-то Никон, тогда еще просто крестьянский сын соседнего нижегородского села Вельдеманов, многократно бывал в этих краях паломником, а после вступления на патриарший престол вспомнил о Работках и вопреки Соборному Уложению 1649-го года приписал погост Дмитрия Селунского вместе с клиром и приписанными бобылями к своему московскому дому. Так и оставалась значительная часть Работок (89 дворов) вплоть до 1700-го года в личном владении главы русской церкви. Лишь после ликвидации Петром I патриаршества в России его владения перешли в дворцовое ведомство, стали источником пополнения государевой казны. Тогда же оказались отписаны «на государя» и дворы других помещиков Работок, ибо они владели поместиями временно, лишь на период своей службы царю.
Так Работки опять стали крупным дворцовым селом с новой рубленой церковью в честь Дмитрия Селунского, притч которой в начале 18-го столетия составлял 2 священника. 2 дьякона, дьячок, пономарь и просвирица. В приходе храма состояли жители самих Работок. а также крестьяне соседних 6 деревень – всего 225 жилых дворов.
Позднее, уже в 19 веке Работки станут селом лоцманов и капитанов. А местные виды будут привлекать художников и писателей. Например, здесь останавливались Короленко, Мельников-Печерский.
Деревня Кувардино («Трехречье»)
На высоком обрывистом волжском берегу располагается русская деревенька Кувардино. Хотя название она получила от глубокого «Кувардина врага», который именовался так жившей здесь когда-то мордвой.
Починок Кувардин на кадницких землях появляется с разрешения воеводы Шереметева. Основал Починок беглый крестьянин Булатка Семенов, по прозвищу Ус. Вероятно, Ус не захотел селиться в Кадницах, а выбрал место за Кудьмой на занятом сосновым бором мысу. Мыс этот был удобен возможностью выхода к лугам, была возможность к распашке поля, трехречье позволяло ловить и заготавливать рыбу.
Человеком Булатка оказался бывалым и деятельным, поэтому поселялся он на новом месте всерьез и надолго: занимался бортничеством, распахал в лесу делянку под пашню, вместе с крестьянами соседних сел на паях поставил на ручьях под деревней Подлесовой водяную мельницу. От этих времен сохранился редкий по информационной насыщенности документ 1608-1612годов - Платежница – где Кувардино как селение упоминается первый раз.
В 1607-м году к Булатке подселились еще две крестьянские семьи: Сергушка Семенов и Трофимка Андреева. Кувардино стало именоваться уже не починком, а деревней. К 1613 году новопоселенцы распахали в округе уже 7 четей земли (четь =1200кв. сажен), сено же косили по долине реки Кудьмы вместе с крестьянами соседних сел - Шавой, Запрудным и Слободским, путникам по старому Казанскому тракту.
В 1615 году направляет царю челобитную, в которой просит разрешения восстановить торг и кабак в Кадницах, который существовал до Смутного времени. Жалованная грамота на торг и кабак поступает в 1616 году. Но при этом торг остается в Кадницах, а вот кабак дозволено было восстановить в Кувардино. Такой ход позволил держать торг по пятницам и постоянный кабак в некотором отдалении от самого села.
После изгнания из-под Москвы войск королевича Владислава и заключения с Польшей перемирия в Деулине, Михаил Федорович Романов стал раздавать земли-пожалованья участникам обороны Москвы. Служилому немцу Замятне Горяинову была дана в поместье в Нижегородском уезде новопоселенная деревня Кувардина, которая после этого стала называться уже «Кувардина, Горяинова тож». Уже в 1623-м году в ней оказалось 8 крестьянских и 3 бобыльских жилых двора. Кроме того сообщалось, что за «врагом дворишка бобыльские ж,ставятца ново: Дв. Стенка Иванов: Дв, Якушко Сидоров»
Но Шереметевы оспорили царское пожалование. Началось затяжное, как обычно, многолетнее следствие. Для этого на место был направлен государев дьяк Федор Ресницын, который провел повальный опрос о истории основания Кувардина. Сначала жителей соседнего села Слободского с подтверждением в истинности слов на Библии, сказали: «…ведаем, что селище и Кувардин враг – есть, а называют то селище и полянкою и новоросчистною землею, а у Писцов (1621-1623 годов) та земля не обведена, а владеет тою землею, что называется селищем и полянкою и новоросчистною землею, припахав к своему полю и к пашне Кувардиным врагом. Села Шавы помещики…».
Следствие кончилось тем, что боярин Федор Иванович Шереметев отстоял свои права на деревню. В 1646 году в Кувардине насчитывалось уже 30 дворов крестьянских и 3двора бобыльских, более 220 человек жителей. Но в 1647 году Кувардино вместе с Кадницами перешло во владение боярина Якова Никитича Одоевского, который для возведения в своих подмосковных усадьбах дворцов и храмов сформировал на базе жителей нижегородских сел строительную артель во главе с выдающимся русским зодчим Павлом Сидоровичем Потехиным. Двое каменщиков в его артель были взяты из Кувардина - это Кузьма Игнатьев и Ивашко Васильев. Они так и продолжали жить в деревне с семьями вплоть до конца 17-го столетия. Тягла не платили, а наоборот – получали ежегодно от боярина годовое денежное и хлебное жалованье: по 10 денег за день работы и по 6 четей ржаного хлеба, «овса, то ж» (четь =5пуд.) в год.
От Одоевских в феврале 1677 года деревня Кувардина перешла во владение Михаила Яковлевича Черкасского, который главное внимание обращал прежде всего на торгово-промышленные села: Павлово-на-Оке, Ворсму, Богородск. Приписанный же к Кадницам деревеньке особых забот (внимание) вотчинник не уделял. Жизнь в Кувардине как бы замерла, хотя деревня, как и вся Россия того времени, пережила все тяготы воин и лихолетий преобразований Петровской эпохи.
Материал предоставлен директором Кстовского историко-краеведческого музея А.А. Трусовым